Необыкновенная композиция KAPUTT от Maurizio Cattelan — парадоксы и безумия современного мира

Категория: Дата публикации:

Экспозиция из лошадей на стене

Каким образом художник становится популярным? О нем говорят и на его работы хотят посмотреть. А вот что говорят после увиденного, уже почти не имеет значения. Публика может восхищаться или высказывать возмущение, иногда даже отвращение. Но не равнодушие, а это залог успеха!

Одним из мастеров «удивительного» жанра является Maurizio Cattelan. Его последняя фантазия KAPUTT представлена на Швейцарской выставке Fondation Beyeler наряду с лучшей в мире коллекцией застывшей музыки. 

В зоологическом музее мы привыкли видеть чучела животных, там они предъявлены в максимально естественных позах, но в последнее время это интересно только ученикам младших классов. Маурицио, в очередной раз, использовал тело лошади в довольно неприглядном виде – сзади.

Одной скульптуры, участвовавшей в раннем произведении 2007 года, ему показалось мало, в этот раз он спас ее от одиночества и вмонтировал в белоснежную стену головы еще четверых скакунов. Эта очередная провокация нарушила спокойствие и привлекла к себе внимание общественности.

Каттелана можно назвать «плохим мальчиком», который разрушает все понятия о должном современном искусстве и разрывает шаблоны прекрасного. Своим многогранным творчеством итальянец стремится отобразить парадоксы социума и борьбу человека за свое место в обществе.

Он искренне убежден в том, что не делает ничего более жестокого и провокационного чем то, что происходит вокруг каждый день. Он просто не боится это показать.

Белая стена и лошадь

Маурицио относится к категории самых часто-обсуждаемых художников нашего времени. В 2012 году он объявил о своем уходе на пенсию, но в таком статусе ему стало грустно. Именно с одиночеством и связана пятерка прекрасных божьих тварей от одной к пяти.

Возникает вопрос: «Что видят эти лошади по ту сторону стены?». С 8 июня по 6 октября 2013 года инсталляция красовалась в швейцарском городе Riehen в частном музее Hildy Kunz и Ernst Beyeler.

В его галереях обычные охотничьи трофеи показаны в несколько ином свете. У убитых на охоте животных отсекают голову и обрабатывают ее в технике таксидермии.

Затем, успешные мужчины вывешивают именно эту часть туши на стенах своих домов. А в этот раз, как бы это ни было абсурдно, зрителю представлены тела, а не головы – обратная сторона медали. Трофеи стали объектами искусства и своеобразным протестом. Мир наоборот.

Лошади в стене Экспозиция из лошадей в интерьере

Название «Капут» однозначно несет в себе дух трагедии и смерти. Авторитетный арт-критик Francesco Bonami рассказал свою версию возникновения этой композиции. У итальянского писателя и журналиста Curzio Malaparte есть роман «Kaputt», написанный во время Второй Мировой войны, в которой он участвовал на Восточном фронте в качестве военного корреспондента.

В сочинении описана сцена трагической смерти лошадей в зимнем Ладожском озере. От бомбардировок загорелся лес и скакуны, пытаясь спастись от огня, прыгали в ледяную воду. Преодолеть голубую преграду им не удалось, мороз сковал тела и над поверхностью остались только тысячи замороженных голов с открытыми глазами.

Вполне возможно, что живописец решил предложить посетителям посмотреть на вид снизу… Прыжок одиночки, может быть и бредовый, но всё же героический. Массовый прыжок – признак паники и заблуждения лихорадочной толпы. Повальное бегство не поиск свободы, а стремление выжить.

Maurizio Cattelan родился в обычной бедной семье в итальянском городе Падуе в 1960 году. Отец провел жизнь за рулем грузовика, а мама корпела уборщицей. Успев потрудиться охранником, садовником, поваром, сотрудником морга и подработать донором спермы, он так и не получил эстетического образования.

Его творческий путь начался с собственной квартиры, с изготовления функциональной мебели с определенным креативным подтекстом для себя любимого, так как никто более идею не оценил. Сотни попыток заявить о себе как о художнике долго оставались безрезультатными, пришлось пускать в ход различные акции приобщения к миру «от противного».

В 1991 году в Италии появилась чернокожая футбольная команда, созданная Маурицио, и выступающая на реальном футбольном поле и играющая в настольный футбол. Его не интересовали результаты матчей, главным заявлением была надпись на форме «Rauss» по идеологии нацистского лозунга «Juden raus / Евреи вон». Теперь он проживает в Нью-Йорке и Милане и, объединяя скульптуру и живопись, провоцирует ценителей искусства.

Лошади в интерьере

Фраза «Художник должен быть голодным» никоим образом не относится к провинциальному творцу мистификаций. Деньги занимают в его жизни главную позицию, он просто неукротим в достижении нужных результатов. На первых этапах он представлял на выставках старые сейфы, выдавая их за инсталляции, а свою сенсационную отставку отметил рекламным баннером с изображением огромной долларовой купюры и подписью «Первые 100 000 $, которые я заработал».

Творческая карьера началась в 1990 годах, а заговорили о нем в 1996 году после создания «Bidibidobidiboo / Белка, которая покончила с собой». 1997 год «Trotsky / Баллада о Троцком», чучело жеребца в полном снаряжении было подвешено к потолку и продано изначально за $5 000.

Повторение этого произведения под именем «Novocento / Новый век» в 2001 году ушло на аукционе Christie’s уже за сумму близкую к миллиону долларов, а в Нью-Йорке в 2004 году на торгах Sotheby’s за $2 140 000.

Особенно громко имя Каттелана прозвучало в 1999 году, когда мир увидел лежащую и придавленную метеоритом скульптуру папы Римского Иоанна Павла II «La Nona ora / Девятый час». Первый раз за это изделие он выручил 800 000 долларов, последний – $3 000 000.

La Nona ora / Девятый час

Позже начали появляться не менее дерзкие и вызывающие инсталляции:

  • 2001 год – «Him / Он» фигура молящегося на коленях Адольфа Гитлера-школьника;
  • 2002 год – «Frank Jamie / Фрэнк и Джеми» полицейские, стоявшие под стеной вверх ногами;
  • 2004 год – «Untitled / без названия» повешенные за шеи манекены трех подростков;
  • 2004 год – «Now / Теперь» гроб, в котором лежит босоногий Джон Кеннеди;
  • 2004 год – «Not Afraid of Love / Не боящийся любви» слон в одеянии Ку-Клукс-Клана;
  • 2008 год – «All / Все» тела на полу покрытые с головой простынями;
  • 2009 год – «Untitled / без названия» лежащее чучело лошади, пронизанное табличкой «INRI»;
  • 2010 год – «L.O.V.E» памятник на площади Милана рука с единственным пальцем, средним.

Собственную личность он довольно активно эксплуатирует как основу и создал множество серий-автопортретов.

Что можно на это все сказать? Как-то было принято, не привязывать художественный мир к политике, но Маурицио сломал эту грань несовместимости. Это и стало той главной особенностью его социальной заостренности и критического отношения к окружению, благодаря которым он стал известен.

Шахматная доска 2003 года «Good Versus Evil / Добро против зла» подтвердила его неравнодушие. На одной стороне разместились силы зла: лидер фашистской германии Adolf Hitler, диктатор Иосиф Виссарионович Сталин, крайне интересная российская личность Григорий Распутин, американский гангстер Al» Capone, итальянский модельер Donatella Versace и компания.

Их оппонентами выступают: проповедник Martin Luther King, духовный лидер Dalai Lama, Святой Франциск Ассизский, католическая монахиня Мать Тереза Калькуттская, вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин, Буратино… и другие братья по духу. При этом австрийский невропатолог Зигмунд Фрейд занимает место по обе стороны доски.

Два из семи экземпляров были проданы с молотка в 2008 году на Sotheby’s за 332 500 и 458 500 долларов. Исходя даже из перечисленных продаж, становится понятно, что желанный финансовый успех достигнут, более того, Cattelan считается самым продаваемым из живущих умельцев.

Интересным фактом является и то, что сам маэстро собственноручно ничего не делает, он свои идеи просто передает помощникам и отслеживает правильность их выполнения. Такой себе «ленивый художник». Он умудряется привлекать внимание даже своим отсутствием.

Например, в 1989 году посетители увидели на месте экспозиции только табличку «Torno Subito / Скоро вернусь», но его самого так и не дождались. Или выходка с приклеиванием скотчем к стене живого Massimo De Carlo – владельца пассажа в Милане. Можно вспомнить и экспозицию чужих объектов в 1996 году «Another Fucking Readymade / Чужая готовая ерунда», он попросту украл их у другого искусника и выдал за свои.

После угрозы ареста пришлось все вернуть автору. Подобные проделки стали его визитной карточкой. В 2012 году в Нью-Йоркском музее Solomon R. Guggenheim 128 работ разных периодов жизни Maurizio объединили в одну ретроспективную выставку, подвесив к потолку все его творения на разных уровнях внутреннего многоэтажного зала основной спиралевидной галереи.

Создали гигантскую пространственную композицию. 50-летний Каттелан решил уйти на покой, и это было преподнесено как прощальный аккорд. Теперь мы знаем, что такие креативщики так просто не сдают свои позиции, они возвращаются и продолжают удивлять своей непредсказуемостью.

Кроме инсталляций-провокаций у Каттелана много шуточных поделок. Примером может послужить сюрреалистическая безумная рекламная компания для Kenzo.

Начиная с 2010 года, он сотрудничает с фотографом Pierpaolo Ferrari в журнале Toilet Paper. Его странные, пугающие, скандальные, мультяшные и возвышенные образы стали основой издания, которое отличается сюрреалистическим видением. Бунтовщик также выступает издателем, редактором и художником еще двух журналов Permanent Food и Charley.

Если попробовать подытожить творчество итальянца, то самым подходящим названием будет «Театр абсурда». Здесь и политика, и история, религия и современное искусство, и обнаженные проблемы общества и юмор гиперреализм.

Он смело разрушает людские ценности, свергает кумиры и бесцеремонно высмеивает святое. Все это вдохновляет всемирно известные галереи выставлять его работы: США, Франция, Польша, Великобритания, Швейцария, Греция, Италия, Австрия, Англия, Япония, Голландия, Швеция и Германия.

В 2000 году он был одним из претендентов на премию Hugo Boss от фонда музея Solomon R. Guggenheim.

В 2004 году на базе итальянского Trent University Маурицио был удостоен почетной ученой степени по социологии. Премию Arnold-Bode от немецкого живописца Kunstverein Kassel в Германии ему вручили в том же 2004 году.

Maurizio Cattelan собственной персоной


Техника для дома

Выбор рисоварки из нержавеющей стали

Любой, кто нашел приемлемый вариант рисоварки из нер...

19.03.2017г.

Выбираем качественную бензопилу

Нет лучшего помощника при строительстве или ра...

27.09.2015г.

Лазер для измерения BOSCH PCL 20

Для проектирование строительства и при ремонте Вам п...

17.12.2017г.

Руководство по покупке соковыжималки

Соки, особенно фруктовые полны витаминов и минералов...

16.10.2015г.

Какой газовый котел купить: с вентиляторной или атмосферной горелкой?

Газовые котлы высоко котируются потребителями за сво...

15.07.2017г.

Погружной блендер braun - лучший помощник на кухне

Ручной блендер Braun является отличным инструментом ...

09.08.2017г.

Как работает лазерная эпиляция ?

Лазерная эпиляция является одним из наиболее эффек...

20.01.2018г.

Продукция компании Apple

Давно канули в лету те времена когда персональный ко...

18.08.2017г.